Основные тезисы снижения спроса на стройматериалы
Рынок стройматериалов, как и остальные отрасли отечественной экономики, испытывает влияние нового кризиса. Впрочем, один уже был – в еще не далеких 2009-2010-х годах. Его пережили. Но даже если так, бизнесу уже сейчас приходится вносить коррективы в свою работу. Главными причинами возникшей ситуации, по результатам проводимых опросов аналитическим центром портала Ради Дома PRO, можно назвать падение спроса, общую неопределенность экономики, дорогое кредитование и недобросовестных участников рынка. Именно эти причины называла значительная часть опрошенных производителей.
Согласно Росстату, количество произведенного кирпича, цемента и арматуры уменьшилось на 8 — 10%. Увеличение стоимости стройматериалов составило 11%. За 9 месяцев производство цемента снизилось до 49,2 млн. тонн, кирпича – до 16,5 млрд. шт. в условных кирпичах. Спрос же на наиболее распространенные товары снизился еще больше. Так, его величина на цемент упала на 12%, а объемы продажи кирпича и того больше – на целых 50%.
Важным вопросом, который интересует многих, является уход с рынка турецкого производителя. На самом деле этот факт не является причиной, приводящей к такому падению, и не станет таковой в дальнейшем. Это обусловлено незначительным удельным весом турецкой строительной продукции в общем производстве. Так, цемент составляет всего 0,2%. Несколько иная ситуация с более качественным белым цементом, рынок которого на 40% принадлежит турецкому производителю, но и здесь не все так плохо. На самом деле такая продукция не пользуется повсеместно, и за 10 месяцев 2015 года потребление этого товара составило всего 180 тыс. тонн.
В условиях падения спроса на стройматериалы и роста их цен, очевидно, что в наиболее выгодном положении оказываются крупные игроки, поспевающие за временем и модернизировавшие свои производства. Остальные же, кто не справился с трудностями, будут вынуждены покинуть этот рынок.